Детские страхи: профилактика и лечение

5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 5.00 (1 Vote)

Знакомые каждому человеку детские страхи только с высоты прожитых лет могут казаться несерьезными и безобидными. Если вовремя не помочь ребенку справиться с проблемой, могут случиться большие неприятности.

Детские страхи

Страх – это врожденная «техника безопасности». Он помогает ребенку, исследующему окружающую среду, избежать несчастных случаев, не причинить вреда своему здоровью. Боязнь высоты или огня не позволяет ушибиться при падении или обжечься. Тревога при виде собаки или кота намного снижает риск быть укушенным или поцарапанным…

Но, как лекарство, страх полезен в разумных дозах и при определенных обстоятельствах. Маленькие дети, кроме объектов и явлений, несущих угрозу здоровью, боятся того, чего они не в состоянии понять и проконтролировать: незнакомых людей, темноты, громких звуков…

Если ребенка вовремя не научить различать настоящие и мнимые опасности, страх может стать преобладающей эмоцией, определяющей поведение. Это существенно осложнит жизнь малыша: не только омрачит радость детства, но и снизит способность к обучению, затруднит общение с людьми. Не исключены и последствия посерьезней: некоторые формы невроза, замедленное развитие.

Чего боятся маленькие дети

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами, родителю необходимо разобраться в их причинах. Бояться малыш начинает гораздо раньше, чем научается говорить, поэтому поведать до поры до времени о своих психологических проблемах не может.

Уже упоминалось, что пугать ребенка могут громкие звуки, темнота, незнакомцы. Существуют и другие причины страха, о которых отец и мать могут долгое время не догадываться. Только внимательно изучив реакции на изменение окружающей среды, они смогут заметить, что у младенца вызывает тревогу непривычно яркий свет в детской, непонятный монотонный гул за стеной или даже новая прическа (одежда) у бабушки...

С годами, научившись говорить и понимать, ребенок тревожится по более серьезным поводам. Дошкольник может начать бояться болезней и смерти близких людей. Насмотревшись телевизионных сериалов и передач, он испытывает страх перед катастрофами, преступлениями, монстрами.

Что способствует возникновению страхов

Дети по-разному реагируют на незнакомые и непонятные им объекты и явления. Один карапуз с радостным воплем несется навстречу незнакомому дяде и норовит взобраться к нему на колени, другой – замыкается в себе, убегает в свою комнату или начинает плакать. Кто-то из детей вздрагивает при каждом резком звуке, кто-то не обращает на него ни малейшего внимания.

Поведение ребенка обусловлено наследственностью, сложившимися семейными традициями. В семьях музыкантов и уличных торговцев проблема детских страхов имеет разную степень остроты. Но существует ряд иных факторов, предопределяющих появление и укоренение в сознании ребенка тревог и беспокойств:
1. Отсутствие теплоты в семейных взаимоотношениях, жесткие требования, которые ребенок не в силах выполнить, создают непосильные нагрузки на неокрепшую психику. Маленькому человеку начинает казаться, что он никому не нужен в окружающем враждебном мире, и в случае опасности ему не придут на помощь. Создается благодатная почва для произрастания и укоренения страхов.
2. Беспокойство легко передается от одного человека к другому. Слыша, что взрослых тревожит возможность ограбления или, наблюдая, как мама боится пауков, ребенок заразится теми же переживаниям.
3. Ребенок, испытавший реальный испуг (укус собаки, аварию) долгое время тревожится по самым безобидным поводам. Раздавшийся за окном лай ввергнет его в состояние оцепенения. Он начинает бояться не только дворовых псов, но и домашних котов, хомяков, черепах. Испытавшая большую нагрузку неокрепшая психика слабее переносит испытания неизвестностью, внезапностью смены обстановки.
4. Появлению и развитию детских страхов способствует пришедшая из древних времен традиция пугать непослушных детей фантастическими картинами наказания: «Будешь ломать, разбрасывать игрушки, отдадим тебя злому колдуну. Он приучит к порядку!»
5. Бесконтрольное провождение времени дошкольником у экрана телевизора со сценами насилия, смертями, ужасами и катастрофами чревато опасностью заражения детского воображения все новыми и новыми тревогами и страхами.

Помочь ребенку

Понимая причины и природу детских страхов, родитель, во-первых, может проводить профилактику их зарождения, во-вторых, помочь преодолеть тревоги и беспокойства, поселившиеся в воображении маленького человека. Конечно, стратегия и тактика в каждом конкретном случае будет иметь свои нюансы, но есть общие правила и рекомендации, которые помогут воспитателю решить проблему:
• Спешить на помощь плачущему от испуга младенцу. Дать понять, что он в безопасности: взять на руки, прижать к себе, поглаживать, говорить или петь ласковым голосом.
• Много общаться с маленьким ребенком, дать возможность высказаться о причинах страхов. Внимать ему и задавать уточняющие вопросы. Ни в коем случае не высмеивать детские фантазии. Сочувствовать надуманным опасениям, но не разделять их.
• Рассказывать (без излишних деталей) о войнах, смертях, болезнях и других страшных вещах. Убеждать, что эти реалии не касаются ребенка и семьи.
• Расспросить у дошкольника, что поможет ему справиться со страхом. Если тот боится одиночества и темноты, это может быть любимый мягкий медвежонок в постели, или свет из приоткрытой двери в родительскую комнату.
• Нельзя требовать от ребенка сиюминутного проявления смелости ввиду опасности. Иногда лучше не заставлять проявлять силу воли, а посочувствовать.
• Побуждать ребенка совершать небольшие шаги по преодолению страха. Если боится собак, пусть сначала рассматривает их на картинках, затем подходит к нежному щенку, гладит его. Поощрять и хвалить за малейшее преодоление робости.
• Рассказывать сказки о героях. Подчеркивать, что они совершают подвиги, потому что не боятся злых монстров, незнакомых людей и темноты.
• В присутствии ребенка не обсуждать собственные опасения и тревоги, не демонстрировать их. При каждом удобном случае проявлять решительность и уверенность в своих силах.
• Своевременно подготавливать маленького члена семьи к возможному нарушению бытовой рутины: приходу ремонтной бригады, внезапному отключению света.
• Анализировать влияние аудиовизуальной информации на детскую психику. Контролировать доступ ребенка к экрану телевизора или монитора. При необходимости не допускать просмотров страшных мультфильмов, картинок о войнах и катастрофах.
• Арттерапия – лечение искусством. Если ребенка постоянно испытывает страх перед конкретным объектом, например, «поселившимся» в шкафу злобным гномом, можно нарисовать чудище на бумаге и «победить» его, порвав картинку.

Наконец, никогда нельзя забывать о самых универсальных способах профилактики детских как физиологических, так психологических проблем. Это прогулки на свежем воздухе, физзарядка, обтирание холодной водой.

Смелость или осторожность?

Невозможно создать пошаговую инструкцию по решению детских психологических проблем. Перечисленные выше рекомендации должны использоваться вдумчиво: с учетом пола ребенка, его наследственных предрасположенностей, количества прожитых лет, уровня материального благополучия в семье, бытовых условий…

Начиная борьбу с детскими страхами, кроме естественного желания помочь ребенку избавиться от психологического дискомфорта, родители ставят перед собой разные цели. Даже в одной семье папа может мечтать вырастить из ребенка бесстрашного автогонщика или альпиниста, а мама – рассудительного, осторожного менеджера, способного без особого геройства достигать жизненных высот.
Кем и каким станет ребенок в будущем? Что будет предопределять его поведение и поступки: смелость или разумная осторожность? Повзрослев, он сам ответит на подобные вопросы. Но правильное решение может принимать только личность, сформировавшаяся без психологических комплексов, порожденных страхами, пережитыми в детстве.