Если ребенок левша?

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Статистика говорит о том, что около 10% всего населения земли — левши. Этот вид физиологических особенностей мозга, которые еще полвека назад считались патологическими, теперь многими психологами оцениваются как специфичность не только психомоторных возможностей человека, но и как своеобразие личностных характеристик.

Ребенок левшаВ среднем, стойкое проявление левшевства (так называют функциональное доминирование правого полушария над левым), формируется к 4-5 годам. К этому времени родители регулярно замечают, что все базовые навыки ребенок выполняет с помощью левой руки: держит ложку, пишет, рисует и т.п. Однако, важно различать левшество и леворукость.

Леворукость - это функциональное доминирование левой руки над правой, не связанное с физиологическим превосходством правого полушария над левым. У "природных" левшей ведущей является вся левая часть тела ( нога, глаз, ухо и т.д. ). Эта физиологическая особенность мозга обусловлена своеобразием не только моторики, но и психологической структуры.

Правое полушарие отвечает за эмоциональное строение личности, умение составлять образы, воспринимать ситуацию и давать ей оценку в целом, пренебрегая детальным анализом, а левое - за способность логического мышления и за склонность обрабатывать информацию пошагово, учитывая все мелочи. Поэтому, у левшей развиты творческое начало, умение мыслить образно и нестандартно, эмоциональная реакция, чувствительность, но при этом возникают трудности с решением логических и пространственных задач, усидчивостью, восприятием устной и письменной речи. Нередко, у таких детей возникают трудности в постижении чтения и письма, а также проблемы возникают в области точных наук. Наблюдается некоторая задержка в изучении школьной программы, которая, по мнению психологов, к 10 годам компенсируется в соответствии со сверстниками.

Еще одной отрицательной стороной левшизма, является предрасположенность к эмоциональной нестабильности, со склонностью к негативной окраске происходящего, отсюда пессимизм, депрессивные состояния и неврозы.

Существуют различные виды нарушения пространственного восприятия, встречающиеся среди левшей. Это может касаться письма (задержка освоения, обратная последовательность букв в слове - "зеркальный" синдром), ориентации в пространстве (сложность понимания понятий "справа", "слева"), определения времени по часам с циферблатом.

Многие родители, осознав что их ребенок имеет данную особенность, довольно легко поддаются предрассудкам, и начинают пытаться переделать его в правшу. Это связано со страхом перед предстоящими перед ребенком трудностями адаптации в обществе, где, в основном, все приспособлено под правшей. Еще их пугают специфичность осваивания информации, присущая левшам, и, они ошибочно предполагают, что насильно "переламывая" физиологию ребенка, им удастся избежать возможных трудностей в воспитании.

Такая стратегия родительского поведения довольна вредна и для дальнейшего построения отношений с ребенком, и для его здорового развития. Последствиями такого воспитания могут быть проблемы как на физическом, так и на психологическом уровне. Развивается утомляемость, нарушение концентрации внимания, раздражительность, плаксивость, негативное отношение к учебе. Вследствие того, что ребенок в такой ситуации становится объектом упреков со стороны родителей из-за регулярно возникающих сложностей в учебе, он замыкается, становится застенчивым, неуверенным в себе, свою особенность он начинает воспринимать как ущербность.

Среди таких случаев нередко встречаются случаи более серьезных психофизиологических детских нарушений, развившихся в результате родительской безграмотности, среди них потеря аппетита, бессонница, приступы мигрени, неврозы, энурез, заикание, нервные тики, фобии, слабый вестибулярный аппарат. История знает много примеров, когда в обществе складывалось предвзятое отношение к левшам, основанное на предрассудках и невежественном объяснении причин данной особенности - леворукие люди подвергались либо религиозному преследованию ( в Европе в средние века ), либо насильственному массовому переучиванию ( в СССР ).

Самое главное для родителей левши - не заострять внимание ребенка на его особенности, и связывать с ней какие-либо трудности в процессе развития. Лучше ставить акцент на преимуществах "правополушарной" психомоторики, среди них оригинальность и нестандартность мышления, большой творческий потенциал, развитая интуиция. Можно привести в пример множество именитых левшей: Леонардо да Винчи, Мерилин Монро, Роден, Пабло Пикассо, Рафаэль.

Необходимо проявлять терпение к трудностям, с которыми сталкивается ребенок, почаще его хвалить, настраивать на преодоление неудач и развитие врожденных способностей.

Для лучшего осваивания информации при работе с ребенком левшой применяют метод иллюстрирования, способствующий лучшему восприятию излагаемого материала. Менее требовательно ( чем к правшам ) нужно относиться к почерку ребенка ( допускается письмо с "отрывом руки" и наклон почерка влево ).

Для обучения левши определению правой и левой стороны, можно обозначить руки браслетом или часами, чтобы ускорить развитие ориентировки в пространстве.

Показаны занятия, развивающие мелкую моторику, например лепка, аппликация, вышивка. Полезны занятия спортом, в котором в равной степени задействованы обе части тела (футбол, волейбол, баскетбол, хоккей, плавание и т.п.), занятия танцами, для развития пространственного мышления.

Основная задача родителей - это не допустить формирования у ребенка негативного отношения к своей особенности, поддерживать его во всех начинаниях, не акцентировать его внимания на неудачах, и поощрять, даже незначительные, достижения.