Когда ребенок становится новичком

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Период привыкания ученика к новой среде длится примерно три месяца (а полный цикл - весь учебный год), и за это время он проходит четыре этапа адаптации.

Ребенок новичекПервый этап - знакомство. Кажется, чего уж проще: улыбнулся, представился... Но визуальное восприятие - это полдела. Чтобы контакт новичка с коллективом состоялся не только на уровне "гляделок", необходима поддержка учителя или психолога.

Второй этап - завоевание (штурм). Стремясь занять свою нишу в коллективе, новичок может по незнанию зайти на чужую территорию и получить достаточно агрессивный отпор. Или же попытается завоевать авторитет методами "военных действий": дракой, обидными шутками... В этом случае также необходимо вмешательство мудрого модератора, причем не с целью "навести порядок" или "заклеймить" виноватого, а затем, чтобы показать правила успешного взаимодействия и при необходимости передать опеку над новичком лидеру класса - сильной личности, которая может обеспечить эмоциональную поддержку.

Понемногу новенький открывается сам и открывает новый для себя мир обитания: уже не молчит, а задает вопросы, проясняющие ситуацию и помогающие ему влиться в новый социум. Однако процесс это постепенный, и принимать новичка будут не сразу. Здесь важно собирать, как бусинки на ниточку, каждый успех, каждую победу в учебе и в общении, сплетая узор дружеских и официальных отношений. А возникающие проблемы необходимо анализировать, находя решение, которое устроит всех участников ситуации.

Третий этап - сотрудничество. Конечно, может быть и так, что все передрались и остались врагами. Но куда лучше, когда, задействовав весь свой предыдущий опыт и культурный потенциал, стороны придут к некоему соглашению и договорятся, где чья территория. На этой стадии новичок уже вполне может декларировать себя, выкладывать свои козыри: я такой-то, это я знаю, вот это умею! Учитель же, в свою очередь, должен предлагать ребенку задания, с которыми он точно справится, чтобы раскрыть его сильные стороны. Каждый ведь в чем-то лидер, в чем-то лучший.

И четвертый, завершающий этап - сплочение: "мы - команда". Это тот момент, когда новичок успешно справился с адаптацией, завоевал свое место в коллективе. Его сильные и слабые стороны уже известны окружению и могут быть дополнены или компенсированы, что важно для формирования безопасного пространства, в котором будут взаимодействовать все члены команды. При этом обогащается и коллектив в целом, рождается синергия совместного пространства - все понимают, что вместе они сильнее.

На протяжении всего периода адаптации ребенок нуждается в максимальном внимании и поддержке родителей. Это дает ему ощущение безопасного тыла в тот момент, когда окружающий мир вдруг становится таким изменчивым.

Что же могут родители? В первую очередь, окружить теплом и заботой, дать понять, что они всегда на стороне своего ребенка, независимо от того, насколько он успешен и каков его статус в новом коллективе. Сейчас ему, как никогда, нужна та самая безусловная любовь. Также нужно ненавязчиво интересоваться школьными делами чада, настраивать его на позитив, но при этом не закрывать глаза на проблемы.

Важный момент: не стоит обсуждать при ребенке учителей или порядки в школе, даже если они вам не по душе. Лучше с этим обратиться адресно - в школу. Необходимо поддерживать контакт с учителем, а в идеале - и со школьным психологом. Однако нельзя бегать в школу ежедневно, иначе это заставит ребенка усомниться, что там он в безопасности, или же вызовет досаду - одноклассники наверняка будут подшучивать.

Несколько дельных советов психолог дает и самим новичкам.

1. Помни, что исправить первое впечатление очень сложно, и будь уверенным в себе: с тобой все хорошо, с ними тоже. Не пытайся понравиться сразу всем: важно не только попасть в струю, но и оставаться собой, проявлять индивидуальность.

2. Для начала можно подружиться с кем-то одним (например, с соседом по парте) - потом эта цепочка продлится. Найди то, что вас объединяет: игры, увлечения, любимые блюда в столовой.

3. Постарайся не перебивать других, не опаздывать и не критиковать заведенные в классе порядки.

4. Одевайся соответственно, но при этом так, чтобы тебе самому было комфортно.