Режим труда и отдыха первоклассника

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

С поступлением в школу начинается новый этап в жизни ребенка, связанный с большой умственной, физической и психоэмоциональной нагрузкой. Задача родителей – помочь малышу рационально распределить время каждого дня, чтобы избежать перегрузки. Как это сделать?

Режим труда и отдыха первоклассника

Понятие режима дня

Это понятие включает в себя соблюдение ребенком в течение дня определенного графика. Сюда входят: время подъема, питания, занятий в школе, отдыха, выполнения домашних заданий и отбоя.

Соблюдение режима дня позволяет первокласснику сохранить физическое и эмоциональное равновесие. Частое его нарушение может привести к повышенной утомляемости, снижению работоспособности и ослаблению здоровья.

Конечно, ребенку трудно будет сразу привыкнуть и придерживаться четко заведенного распорядка дня. Очень часто родители тут сталкиваются с капризами и слезами. Но, настойчивость и умеренный контроль со стороны взрослых быстро помогут малышу войти в нужный жизненный ритм.

Организация режима сна и бодрствования

В первую очередь учащихся первого класса важно приучить к соблюдению режима сна и бодрствования. Если малыш посещал детский садик, то ежедневное раннее пробуждение для него будет привычным. Для детей, не ходивших в дошкольное учреждение, постоянные вставания рано утром могут оказаться трудными. Рекомендованное время пробуждения ученика – 7.00.

Родителям нужно помнить, что первоклассник не должен:
• засиживаться за уроками до позднего вечера;
• откладывать выполнение домашних заданий на позднее время;
• играть в активные, возбуждающие игры перед сном;
• ложиться спать после 23.00.

Многие первоклассники уже легко обходятся без дневного сна, но они, несомненно, нуждаются в отдыхе после школьных занятий
Если ребенок не хочет спать днем, то он может просто спокойно поиграть. Игра хоть и отодвигается на второй план, но еще остается важной в жизни детей младшего школьного возраста.

Время полноценного сна первоклассника должно составлять не менее 10-11 часов. Поэтому готовиться ко сну ребенку во время учебного года надо не позже 9 часов вечера. Из-за большой эмоциональной нагрузки первое время малышу может казаться, что он не очень устал и совершенно не хочет спать даже после десяти вечера. Как уложить? Предложить спокойно побеседовать перед сном, почитать или поиграть в спокойные игры, ведь учащийся начальной школы все еще ребенок. Очень скоро малыш приучится ложиться спать и просыпаться в одно и то же время.

Время игр

Самым лучшим вариантом отдыха для первоклассника после занятий в школе будут активные игры на свежем воздухе или просто прогулки. Если погода не позволяет ребенку выйти на улицу, то ему можно разрешить порезвиться дома или предложить какое-то творческое занятие (рисование, лепка, платилинография, конструирование и т.д.)

Убивание дневного времени за экраном телевизора и персональным компьютером следует исключить с первых же дней начала учебы. Такое времяпровождение не способствует отдыху, а будет лишней нагрузкой на нервную систему ребенка.
Оптимальное время для отдыха – 2 часа.

Домашние задания

Выполнение домашнего задания – один из наиважнейших элементов организации режима первоклассника, поскольку формирование привычки вовремя выполнять заданную работу станет основой успешной учебы. Лучшее время для подготовки домашних заданий – 16.00-18.00. Как показывает практика дети, у которых четко определено время для выполнения домашнего задания, имеют высокую успеваемость. Приготовление уроков в дальнейшем не составляет для них труда.

Как правило, первоклассникам не задают на дом много уроков. Ребенок успеет и отдохнуть, и сделать задания к следующему дню. В процессе подготовки уроков малышу рекомендуется давать небольшой отдых через 25-30 минут.

Перенос выполнения домашней работы на время после 6 часов вечера нежелателен. В этот период концентрация ребенка и его внимание уже снижаются. Заставить его выполнить правильно задание или что-то переписать будет проблематично. Поэтому, если оба родителя работают допоздна, то можно оставлять ученика начальной школы в группе продленного дня. Если ребенок ходит в группу продленного дня, то обычно домашняя работа выполняется в классе под руководством педагога, а вечером первоклассник и родители могут спокойно отдыхать.

Итак, организация режима дня для первоклассника – это не прихоть педагогов или Министерства образования, а необходимость. Он составляется родителями, исходя из времени начала и окончания уроков и дальности расположения школы от дома, а также времени необходимого для посещения дополнительных кружков и секций. Режим помогает ребенку адаптироваться к новой социальной ситуации в жизни, формирует дисциплинированность и учит планировать свой трудовой день. Распорядок дня – основа любого труда, защищающая нервную систему от переутомления.