Знакомство с собой

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

На первом году жизни ребенку важно осознать себя отдельной личностью. Помогите ему справиться с этой задачей.

Знакомство с собойПринято считать, что человек начинает задумываться о том, кто он, не раньше подросткового возраста. Однако этот вопрос не возникает просто так, из неоткуда. Представление о самих себе закладывается у детей буквально с первых дней жизни. Только от родителей зависит, каким вырастет ваш малыш. Будет ли он смелым, открытым, уверенным в себе, то есть настоящим лидером. Или так и останется робким, замкнутым, во всем сомневающимся, идущим на поводу у других людей и жизненных обстоятельств. Вся разница между крохой и подростком в решении таких вопросов состоит в том, что в первом случае маленький человек еще не осознает себя, а вот тинэйджер пытается понять суть вещей и найти свое место в жизни. Но если его к этому не поощряли с раннего возраста, ему придется трудно. В ваших силах обеспечить ребенку решение этой задачи.

Новорожденный пока еще не отделяет себя от мамы. Какое-то время все вокруг тоже так считают. Как часто можно услышать: «мы покушали» или «мы поспали» вместо «ребенок покушал» или «малыш поспал». Некоторым детям приходится трудно, когда они начинают отделять себя от мамы. Тем не менее, это все равно неизбежно, поскольку заложено природой.

Освоив новое умение, кроха испытывает до этого незнакомое ему ощущение всемогущества. Ребенок четко улавливает, что мир хотя бы немного изменился благодаря его усилиям. С возрастом дети все больше пытаются расширить границы своего пространства, борются с ограничениями, выискивая для этого любые лазейки. А поскольку желания часто не совпадают с возможностями, назревает кризис.
Уже в годовалом возрасте малыш стремится во всем обслуживать себя сам, отказываясь от вашей поддержки. Разумеется, подстраховку и присмотр никто не отменял. Но все-таки постарайтесь предоставить крохе больше свободы. Именно в этом возрасте формируется отношение к себе, вера в свои силы и возможности. Если будете все делать за ребенка, подавляя его волю, ничем хорошим это не закончится.

Само собой, что мама лучше и быстрее справится с кормлением и одеванием малыша, чем он сам. Это вполне естественно и привычно для многих семей. Однако ребенок в такой ситуации вынужден стоять или сидеть неподвижно, выступать пассивным участником событий. Хочется верить, что большинство родителей стремится не к этому. Так что позвольте крохе проявить целеустремленность и старание, а сами в это время воспитывайте в себе снисходительность и терпение. Тоже очень полезные качества, если разобраться.
Полоролевая самоидентификация. Психологи не советуют говорить абстрактно ни о своем ребенке, ни о других малышах. Не зная имени, всегда говорите «мальчик» или «девочка». Постепенно малыш осознает, к какому полу он принадлежит, хотя лет до трех точно не увидит здесь принципиальной разницы. Например, кроха может копировать высказывания того родителя, который играет в его жизни более значимую роль. Особенно это ощущается в неполных семьях. Копируя маму, мальчик может говорить о себе в женском роде. А если в семье есть старший ребенок противоположного пола, без смешных высказываний точно не обойдется.

Не нужно нервничать или ругать малыша. Поправьте его и спокойным голосом объясните: «Мама – девочка, а ты – мальчик. Нужно говорить по-другому, не сделала, а сделал». Очень скоро ребенок это усвоит.

Не пытайтесь навязывать крохе ограничения по его полу. Это не приведет ни к чему хорошему. Бесполезно ругать мальчика за то, что он плачет, ведь ему в этот момент больно или обидно. Или девочку, если она дерется или лазит по деревьям. Воспринимайте ребенка как совершенно уникальную личность, не сравнивая его с ровесниками ни своего, ни противоположного пола. Оставьте ему право самому определиться, кто он и как должен себя вести.

Точно так же не нужно покупать ребенку игрушки строго по его половой принадлежности. Пусть мальчики играют в куклы, а девочки – в машинки, кому от этого хуже? Возможно, ваш сын станет выдающимся кулинаром или модельером, а дочь – известным автогонщиком?
Важный момент наступает, когда малыш перестает говорить о себе в третьем лице, называя себя по имени. Если в детской речи появляется местоимение «я», это говорит об определенном этапе в процессе взросления.

Лучшие качества. Уже с полутора лет детей начинают интересовать вопросы о самих себе. Важно, чтобы родители не навешивали на ребенка ярлыки («жадина», «лентяй», «капризуля»), а подчеркивали те положительные качества, которые проявляет их малыш. «Ты помогаешь маме, ты добрый и заботливый». Если же ребенок поступает плохо, критикуйте не его, а то, что он совершил. Вместо того чтобы сказать: «Ты нехороший мальчик, ты ведешь себя плохо», скажите: «Мне не нравится, когда ты балуешься, я ведь знаю, что на самом деле ты очень хороший». Вот увидите, это обязательно сработает.