Отношения между старшими и младшими детьми

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Каждый, кто знаком с русскими сказками, знает нередко встречающийся в них принцип: "Старший умный был детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак". Эта фраза справедлива почти для всех сюжетов русских сказок, где есть старшие и младшие дети.

Старшие и младшие детиСтаршие всегда умнее, серьезнее, ответственнее младших (хотя и далеко не всегда удачливее). Так ли это на самом деле?

Психологи пришли к выводу, что старшинство влияет на характер ребенка. То, каким по старшинству он родился, во многом определяет его мироощущение и поведение. Как правило, старшие вырастают ответственными, серьезными людьми, ведь им с детства приходится следить за младшими, помогать родителям в воспитании малышей и пр. Младшие в большинстве случаев – любимчики. Им достается больше сладостей, подарков, любви и внимания, чем другим детям в семье. Нередко младшие вырастают легкомысленными, безбашенными, избалованными. Что касается средних детей, то это – дипломаты. Им всегда приходится поддерживать хорошие отношения и с младшим, и со старшим братом или сестрой, что бывает довольно непросто. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход.

Старший ребенок в семье некоторое время и единственный. Ему достается все внимание и любовь родителей. Но вдруг настает момент, когда в доме появляется другой ребенок, и почти все родительское внимание переходит к нему. Старший не может понять, что произошло, почему этот малыш родителям дороже, почему его любят больше. А родители зачастую вместо того, чтобы успокоить ребенка, сваливают на него тяжелое бремя – помогать по дому, воспитывать, учить и защищать младшего. Теперь старший слышит на все свои жалобы только одно: "Ты уже взрослый! Ты же старший!" Ребенок должен заботиться и любить какого-то непонятно откуда взявшегося нового малыша, к появлению которого он не был готов.

Не повторяйте ошибки других родителей. Ребенок должен знать, что в семье скоро появится новый малыш. Положение не должно меняться резко и кардинально – конечно, младенцу придется уделять очень много внимания, но не забывайте и о старшем ребенке. У него не должно быть впечатления, что вы его больше не любите. И родителям, и прочим родственникам и знакомым может показаться, что старший ребенок теперь вырос и повзрослел, но это иллюзия. Он все такой же малыш, и скидывать на его хрупкие плечи работу по дому и уход за младшим братом или сестренкой не нужно.

Конечно, старший должен немного помогать родителям – но только по мере своих сил. Объясните ему, что новый малыш еще совсем несмышленый, делать ничего не умеет, а он, старший, теперь опора в семье, ему можно доверять важные дела (к примеру, помочь маме вымыть посуду или накормить малыша из бутылочки). Цените его помощь и хвалите, а не воспринимайте как должное.

Как правило, старшие дети вырастают лидерами, уверенными в себе людьми. Они зачастую умнее и успешнее младших, ведь родители возлагают на них большие надежды, а другим детям ставят их в пример. Но при неправильном воспитании характер старших детей может сломаться, они не выдерживают свалившегося на них бремени и отсутствия родительского внимания. Во всех ошибках родители винят их, в то время как совершенно такие же ошибки сходят с рук младшим. В итоге может развиться комплекс неполноценности, плаксивость, стремление убежать от серьезных дел, замкнутость.

Средний ребенок всегда между молотом и наковальней. Он и не старший, потому не может взять на себя роль лидера, но и не младший, так что его не слишком балуют. Он вынужден бороться за родительское внимание и со старшим, и с младшим. Но первый считается более умным и серьезным, ему доверяют более сложные дела и возлагают большие надежды, а второго всегда больше балуют и опекают. Обратите внимание на успехи и достижения среднего ребенка – может, он даже более умен и талантлив, чем старший, но вы этого не замечаете?

Средним детям, как правило, свойственны тактичность, общительность, умение ладить с людьми, мирить между собой поссорившихся, проводить дипломатические переговоры. С другой стороны, при отсутствии родительского внимания у таких детей пропадает мотивация к успехам, снижается самооценка. Они стараются занять место то старшего, то младшего, но это им не удается. Позвольте среднему ребенку иногда побыть старшим, а иногда – младшим. Пусть со старшим он ходит в кино или играет в футбол, а с младшим смотрит мультфильмы и рисует картинки. Помогите малышу найти занятие, которое ему понравится, и развивайте его таланты. Пусть он будет единственным в семье, кто умеет играть на гитаре, петь или рисовать красивые картины – это повысит самооценку ребенка и заставит других его уважать. Пусть хоть в чем-то у него не будет конкурентов, тогда отношения с братьями и сестрами улучшатся.

Младший ребенок не знает мук ревности к новорожденному и чаще всего ощущает себя любимчиком в семье. Младших детей зачастую слишком балуют и избавляют их от многих забот, с которыми приходятся сталкиваться старшим, из-за этого младший может ощущать себя "малышом" даже в зрелом возрасте, став инфантильным и несамостоятельным. С другой стороны, младшему может не нравиться, что он лишен привилегий старших братьев или сестер – им можно гулять одним, ходить в кино, ложиться спать поздно и пр., а ему – нельзя. Из-за этого у ребенка может появиться стремление поскорее вырасти и стать сильнее и умнее старших.

Младшие дети, как правило, очень артистичны, они знают, как привлечь к себе внимание окружающих. Младший ребенок довольно быстро понимает, что в столкновении с более взрослыми и, соответственно, более сильными братьями и сестрами лучше действовать с помощью дипломатии, поэтому быстро развивает навыки грамотного общения и убеждения.

Однако, полагаясь на ту же силу старших, младший нередко обращается к их помощи, не пытаясь решить свои проблемы самостоятельно. Всем нам прекрасно известны детские угрозы из разряда "Вот моя старшая сестра придет, она тебя так побьет – мало не покажется!" или "А у меня старший брат боксом занимается, он тебе такое устроит – пожалеешь, что связался!" Ребенок привыкает полагаться на силу и опеку старших, что пагубно влияет на его характер в дальнейшем.

Постарайтесь ограничить похвалы в адрес младшего ребенка и тем более не позволяйте ни себе, ни другим хвалить его незаслуженно. Поддерживайте малыша, помогайте ему развивать его таланты без постоянной оглядки на братьев. Пусть он поймет: ему не нужно идти по стопам своего брата или сестры и делать то же, что делали они. Пусть успехи малыша кажутся вам очевидными – но вы должны похвалить его и подтолкнуть к еще большим стараниям. У младшего ребенка есть свои склонности, таланты и интересы – помогите ему найти и развить их, иначе он всегда будет пытаться "догнать" старших и, следуя по их стопам, возможно, станет заниматься нелюбимым делом, в котором ничего не сможет добиться. Приучайте малыша помогать в работе по дому и трудиться вместе со всеми.

Во многих семьях принято защищать младшего ребенка и оберегать его от хлопот, что вызывает недовольство старших, обремененных массой домашних дел. Подобное поведение со стороны родителей недопустимо и зачастую приводит к ссорам и неприязни между детьми. Также не позволяйте младшему ребенку ябедничать – это очень плохая привычка. Лучше научите своих детей решать возникшие между ними конфликты самостоятельно, по возможности без вмешательства взрослых.

У каждого ребенка должны быть свои увлечения, свое личное пространство, свои вещи. Приучите детей не брать чужие вещи без разрешения, и не делайте этого сами. Но старайтесь интересоваться увлечениями ваших детей и поощрять их. Если у вас однополые дети – разность интересов сведет на нет соперничество между ними, и дружить между собой им станет легче. Если же дети разнополые – то делить им особенно нечего, но тут кроется другая опасность: не следует уделять больше внимания одному ребенку, игнорируя другого – у оставленного без родительского внимания малыша создастся впечатление, что его не любят именно из-за его пола. В таких семьях девочки стремятся быть похожими на мальчиков и наоборот, лишь бы "угодить" своим родителям.