Преодоление трудностей: учим особых детей одеваться самостоятельно

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

На сегодняшний день проблема обучения детей с особыми потребностями бытовым навыкам стала крайне актуальной. А к особым детям и подход должен быть соответствующий.

Ребенок одеваетсяПроблемы с моторикой, эмоционально-волевой сферой, расстройства аутичного спектра ставят перед родителями и педагогами много новых задач. Как найти правильные слова, как задать необходимую мотивацию, чтобы ребенок успешно приобретал новые умения?

Терпение и еще раз терпение

Авторитарная требовательность не является подходящим помощником и часто сталкивается с неуправляемыми эмоциями и унынием ребенка, который вместо воодушевления испытывает подавленность и отказывается от дальнейших попыток решения проблемы.
Поэтому в случае с ребенком-инвалидом опираться на позицию силы категорически не следует. Прежде всего, вам придется отказаться от эмоций гнева и нетерпения. Даже если ребенок ведет себя совершенно несносно и не выполняет нужных вам просьб после многократного повторения на протяжении длительного временного периода, следует помнить о его заболевании и не спешить с завышенными требованиями.

Говоря об особых детях, уместно помнить, что двух полностью одинаковых малышей не бывает. И если с одним ребенком хорош один воспитательный метод, это совершенно не означает, что он также успешно будет воспринят всеми остальными детьми. Наверняка вам придется пробовать разные способы обучения навыкам, чтобы в конечном итоге получить желаемый результат.

Ниже предлагается готовая технология освоения навыка самостоятельного одевания, которую можно использовать. При этом следует учесть, что в ряде случаев понадобятся какие-то другие стимулы в виде поощрений из арсенала предпочтительных удовольствий вашего ребенка.

Сначала учим раздеваться

Понятно, что снимать одежду всегда проще, чем ее надеть. Поэтому можно выстроить обучающий процесс таким образом, чтобы ребенок сначала научился одежду снимать. Идеальным вариантом может стать обучение зимой. Сам факт наличия физического дискомфорта от нахождения в теплой одежде дома подталкивает к мысли о необходимости ее немедленно снять. Но не стоит оставлять ребенка наедине с мыслями об этой потребности. Напротив, его нужно направлять, подсказывать и в ряде случаев – помогать.

Существуют два метода обучения раздеванию:

Помощь со стороны - на первоначальном этапе взрослому в любом случае придется участвовать в процессе раздевания малыша. При этом помощь должна быть именно частичной помощью и не должна сводиться к выполнению задачи вместо ребенка. Как бы вы ни спешили, как бы ваш ребенок ни был медлителен, как бы он ни хотел, чтобы вы все сделали сами, стоит помнить истину «вместе не значит вместо». Поначалу вы будете раздевать ребенка, держа его руки в своих. Фактически процесс раздевания будет происходить его руками. Это делается для того, чтобы в моторной памяти ребенка сформировался навык, чтобы он понимал, как именно должны действовать его руки в процессе раздевания. Затем, если ребенок все еще не готов к самостоятельным действиям, постепенно нужно давать его рукам больше свободы. Так, если ранее вы держали его за тыльную сторону ладони, после многократных тренировок перемещайтесь ближе к кисти, потом – к локтю. Способ помогает с аутичными детьми, для которых самостоятельные действия по решению бытовых задач представляют большую трудность. В определенный момент вы «отпустите» своего ребенка и он проделает всю работу самостоятельно. Любое проявление хорошего поведения и самостоятельности надо поощрять. Проанализируйте, что ребенок любит больше всего и пусть он это получает не всякий раз на дню, а строго после выполнения сложных для него задач.

Сделай сам – здесь вы проговариваете фразу наподобие «Юра снимает шорты», затем слегка их приспускаете, чтобы ребенок лучше понял, что нужно сделать. Впрочем, если ведется обучение аутичного ребенка, можно говорить от первого лица «я снимаю», потому что иначе он будет о себе говорить в третьем лице.

Иногда дети проявляют желание сделать что-то самостоятельно, которое взрослые пресекают из-за собственной чрезмерной медлительности. Этого делать ни в коем случае нельзя. Запаситесь терпением, даже если вы им никогда не отличались, и просто ждите. Дайте ребенку возможность действовать и не сбивайте его с пути к самостоятельности. Просто находитесь рядом, чтобы направить малыша, когда он будет делать что-то не так. Следование за интересами ребенка и поддержка его попыток позволят вам увидеть, как именно ему проще управляться с одеждой.

Следующий этап – самостоятельное одевание

Как только вы увидите, что ваш малыш стал справляться с самостоятельным раздеванием, переходите к навыку одевания. Его освоение также начинается с частичной помощи ребенку. Наденьте штанишки наполовину, предложив малышу проделать остальную часть работы. После того, как вы увидите, что ребенок справляется с этой задачей, давайте ему вещи в руки, предлагая надеть их самостоятельно.
Не нужно быть мрачным и унылым. Ваше настроение легко воспримет ученик. Самый лучший эффект – от обучения, проводимого в игровой форме. Не забывайте проговаривать, что именно происходит в данный момент: «носки, я надеваю носки». Для ребенка с аутизмом все фразы должны проговариваться от первого лица «надеваю», для детей с другими диагнозами можно говорить «надевай» или от третьего лица «Маша надевает».

Помните о том, что каждый раз количество помощи со стороны должно уменьшаться. Таким образом вы будете подталкивать ребенка к освоению навыков. Кроме того, если в семье есть другие дети, можно их вовлечь в игру «помоги одеться» таким образом, чтобы каждый из них помогал другому надевать какие-то вещи.

Работа над ошибками

Дети с особыми потребностями испытывают трудности с концентрацией и вниманием, поэтому очень часто в результате самостоятельного одевания вы можете обнаружить малыша в штанишках, одетых «задом наперед», с двумя ногами в одной штанине, а в некоторых случаях еще и наизнанку.

Случается это потому, что концентрироваться на самом процессе им очень сложно – слишком уж много назойливых отвлекающих факторов, на которые другой человек и внимания не обратит. Некоторые специалисты практикуют «предупреждение ошибки» и вмешиваются в процесс одевания как раз в тот момент, когда ребенок намеревается сделать что-то неправильно. Такой подход объясняется желанием избежать возможных истерик, связанных с нерезультативным действием, которые довольно часто бывают у детей с РДА.

Другие специалисты, напротив, терпеливо ждут, когда ребенок оденется неправильно, а затем спрашивают, удобно ли ему и предлагают пройтись в таком виде. Если малыш понимает, что его стиль одежды будет мешать при ходьбе, в большинстве случаев он захочет переодеться.

Некоторым детям достаточно повторить один и тот же прием от 3 до 5 раз. Для других освоение навыка может затянуться. Поэтому следить за тем, когда именно можно приступить к очередному этапу, должны родители и педагоги, исходя из особенностей развития конкретного ребенка. На завершающем этапе ребенку придется запомнить последовательность одевания. Возможно, что длительное время вам придется работать словесной напоминалкой, подсказывая необходимые действия и их порядок. Но постепенно нужно будет уходить и от этого.

Без многократного повторения – никак!

Главная рекомендация для родителей – запастись терпением и не оставлять попыток. Важно не переусердствовать со своими энергетическими затратами. Если сравнивать процесс обучения ребенка с особыми потребностями с соревнованиями по легкой атлетике, то это не спринтерская дистанция, а марафонский забег.

Поэтому если вы будете в начале пути без устали бросать свои силы на преодоление проблемы, к середине дистанции их просто не останется. Самое обидное, что может случиться – это если вы остановитесь в шаге от финиша. Лучше всего, если обувь и одежда вашего ребенка будут удобны для самостоятельного одевания. Для детей с плохо развитой мелкой моторикой сандалии на липучках предпочтительней, чем на застежках. Если же цель состоит в попутном развитии мелкой моторики, то переходить на ботинки со шнурками и застежками также нужно постепенно.