Развиваем у ребенка музыкальный слух

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Люди музыкальны с рождения. Так было испокон веков. Это можно считать аксиомой, а подтверждением этому опыт прошлых веков и тысячелетий, когда, начиная с первых шумовых инструментов, изготовленных из костей мамонта, проходя сквозь все многообразие ритуальных танцев и песен, человечество создавало уникальное музыкальное наследие, в которое каждый, независимо от образа жизни или уровня образования, был по-своему вовлечен. Но сегодня почему-то так много людей жалуется на медведя, наступившего им на уши.

Развитие музыкального слуха у ребенкаЕще каких-то 50-100 лет назад люди охотно играли на инструментах (интуитивно – в народной культуре, получив образование – в городской) или пели за семейным столом, а сегодня стесняются открыть рот. Часто взрослые даже не знают, есть у них слух или нет. И чаще склоняются к «нет», оправдывая это тем, что у них все равно в семье никто не пел, а, следовательно, взяться музыкальному таланту неоткуда. В действительности нехватка слуха определяется никоим образом не наследственностью, а тем, что в детстве эти способности не были развиты.

Специалисты, побывавшие в фольклорных экспедициях, заметили, что в деревнях никто не ссылается на отсутствие слуха. Бабушки могут отказываться петь, поскольку давно не пели, потому что компании нет или не ко времени, но на слух не жалуются. Почему? Потому что понятия «не уметь петь» не существовало вообще, такого не могло быть никак, а, следовательно, пели все. Люди слышали песню, которая сопровождала каждый шаг и этап их жизни. Что такое «слух», вряд ли кто-то имел представление. Да, были более «голосистые» женщины, были те, которые «тянули» песню, но людей без слуха не было!

Сегодня музыка, которая всегда занимала в воспитании детей одно из первых мест, – как в деревенской, так и в городской культуре, – отступила на задний план. Малышей записывают на иностранный язык или логику, но не на музыку. Не потому ли, что теперь музыкальные занятия ассоциируются со строгостью музыкальных школ, с их сольфеджио и академконцертами, а не с упражнениями «для удовольствия»?

В игровой форме детей учат окружающему миру, математике, английскому языку. А подобных музыкальных занятий мало, и часто их ведут те же строгие учителя из музыкальных школ. В массовом сознании занятия музыкой, как и спортом, ассоциируется с будущей профессиональной деятельностью. Система музыкальных школ настроена на поиск талантов и отбраковки «шлака», и если ты не работаешь по нескольку часов в день, то тебя записывают в шлак, а это сильно бьет по самооценке. Раньше музыкальная школа была мукой и принуждением. А где же игра и легкость, где же те живые чувства, которые должно сопровождать приобщение к музыке?

Понаблюдайте за совсем маленьким ребенком: сначала он четко отбивает ручками ритм по какой-то поверхности и, совсем не стесняясь, танцует под музыку. Позже - поет, на ходу придумывая слова. Такой интерес малыша к музыке неслучайный, он нуждается в ней, это заложено в нем от природы. И момент этого максимального погружения в музыку нужно поддержать.

Практические занятия для детей

Следовательно, музыкальное развитие в возрасте 2-3 лет. Занятия имеет мало общего с нотной грамотой или хоровым пением. Но предложенные простые игровые упражнения помогут ребенку объединить музыку с движениями тела, почувствовать и подружиться с ритмом, понять особенности звука, его высоту и длительность, познакомиться с музыкальными инструментами. Дети должны подружиться с музыкой, а не бояться ее.

Движения

Пусть даже родители совсем не дружат с танцами, но детям об этом знать не обязательно. И начать двигаться можно с традиционного набора, который используют все «развивалки»: это когда играет какая-то музыка (ненавязчивая классика или народная инструментальная), а мама придумывает разные двигательные задания.

Скажем, это может звучать так: «Вот мы маленькие семена яблоньки, сидим в земле (все сидят, прижавшись к полу), и пошел дождик, мы поднимаемся, растем, тянемся к солнцу. Вот вырастает цветочек, вот он расцветает. Веет ветер, и мы колышемся. И вот началась буря, и мы сильно качаемся. А пришла осень, и листья наши опадают (все вертятся и «падают»). И яблочки падают быстро и громко (все валятся с грохотом на землю)» и так далее.

Ритм

Очень часто детки осваивают ритм, просто хлопая в ладоши в песнях в отмеченных местах. Выбрать можно любую песню, которая по душе родителям. Можно взять на каком-то из детских сайтов фонограмму и придумать текст самим. Можно раздать детям палочки для еды, и под случайно выбранную фонограмму петь такие слова:

Дождик-дождик, сильный очень! Кап! Кап! (все стучат палочками по столу)
Ты залил весь наш сад! Кап! Кап!
Не страшны твои лужи! Кап! Кап!
Мы гуляем в сапожках! Кап! Кап!

А дальше можно фантазировать. Скажем, что дождик пошел сильнее, стал самым настоящим ливнем, от чего наши палочки стучат по столу быстро, быстро! А теперь дождик стихает, почти прекратился...

Таким же способом можно подражать ритму цоканья копыт или стуку колес поезда.

Звучание

Раньше довольно популярным среди малышей было звукоподражание, когда определенные слова произносят в особой манере, подражая звукам животных, птиц, музыкальных инструментов, колокольчиков. Перед настоящим звукоподражанием нужно немного потренироваться.

Упражнение 1. Учимся пародировать животных. Разговариваем, как собачки, кошки, лягушки, коровы, воробьи... Для этого можно взять набор карточек с разными зверушками и наугад вытягивать зверушку. Ребенок должен быстро отреагировать и издать соответствующий звук. Эта игра приобретает состязательный характер, если детей несколько в группе.

Упражнение 2. Учимся говорить: то громче, то тише. Взрослый описывает разные ситуации, скажем, о мышке, которая ложится спать, и потому все вокруг говорят шепотом. Или о теленке, который заблудился в лесу и должен громко мычать, чтобы мама его услышала. Обращайте внимание на то, чтобы во время громкого крика ребенок не сорвал связки.

Упражнение 3. Осваиваем длину звуков. Для этого можно имитировать гудок поезда, кукушку – то есть одинаковые по звучанию звуки, которые повторяются с разной длиной.

Высота звуков

Понятно, что с очень маленькими детьми учить ноты, смысла нет. Однако малыши должны познакомиться с высотой звука. Легче всего это сделать, показав наглядно.

Упражнение 1. Возьмем, скажем, две игрушки – пусть это будут две мышки: одна большая и одна маленькая. Как говорит маленькая мышка? Она говорит тоненьким голоском: «Пипипипипи!» А большая мышка? Большая мышка говорит грубым голосом: «Пипипипи!»

У маленькой собачки высокий голос. У большой собачки – низкий. Повторяя звуки по высоте, ребенок, во-первых, учится управлять собственным голосом (издавать высокие и низкие звуки по требованию), а во-вторых, понимает, что маленькие существа издают высокие звуки, большие, – низкие.

Также, издавая звуки в диапазоне от низких нот и до характерного детского ультразвука, дети начинают понимать, что физиологически высокие ноты у них получаются громче, чем низкие.

Упражнение 2. Поиграем в дудочки. Сожмем кулачки «трубочкой», приложим ко рту и будем повторять заданную мамой высоту. Мама будет дудеть «большой» дудочкой и «маленькой», а детки будут повторять.

Музыкальные инструменты

Самой распространенной ошибкой родителей является позиция «малышам без разницы» и покупают дешевые игрушечные инструменты, которые издают фальшивый, некачественный звук. Другой ошибочный путь – приобретение разных детских синтезаторов, которые квакают, гавкают и крякают. Но, чтобы не портить ребенку слух – покупаем качественное. Конечно, если у родителей хороший слух, они могут протестировать игрушечные инструменты на предмет чистоты звучания, но лучше сразу пойти в специализированный магазин музыкальных инструментов и, если бюджет позволяет, купить там настоящие инструменты, а если нет – то детские наборы, которые изготовлены из более дешевых материалов, но все же имеют чистый звук. Идеальными для детей являются такие инструменты, как бубенцы, ксилофоны, кастаньеты, маракасы, треугольники, а также свирели, блок-флейты.

Есть интересные упражнения, которые готовят ребенка к работе с инструментами. Скажем, для разработки дыхания можно сделать упражнение со свечой. На полу с помощью хула-хупа или ленты очерчивается зона, за которую нельзя заходить. В центр круга ставят зажженную свечу. Задание ребенка – с расстояния задуть ее. Детям такое упражнение ужасно нравится, и пользы от нее при этом много.

Инструменты должны быть в свободном доступе для ребенка (по крайней мере, на время занятий, если мама не готова слушать дудение целый день), а, выдавая их, необходимо правильно называть каждый. Имея свободный доступ к инструментам, ребенок со временем «перебесится», насытится ими и будет готов к более осмысленной работе. Скажем, в определенных песнях по сигналу взрослого можно бить в бубен или барабан, свистеть или дудеть.

Но для полноценного музыкального развития родителям самим стоило бы жить с музыкой, песней. Качественно подобранная музыка для прослушивания дома или в машине, домашняя работа, сопровождаемая песней, колыбельные и детские песенки – все это поможет ребенку жить неотделимо от музыки.