Стеснительность у ребёнка: причины и пути решения

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Не секрет, что для родителей ребенок – это самая большая радость. Для своего чада хочется только лучшего, чтобы каждый день ему приносил новые открытия и приятные впечатления, ребенок бы рос и развивался, не зная бед и огорчений.

Стеснительность у ребёнка: причины и пути решенияНо со временем родители начинают замечать, что малыш спасается бегством от пришедших гостей, он не может пересилить себя, чтобы поздороваться, на уроках боится отвечать у доски, о выступлении со сцены на детских праздниках не может быть и речи. И тут любящие родители задумываются как же изменить поведение ребенка, чтобы он не стеснялся и никого не боялся. Что же делать в этой ситуации?

Как здорово, если ребенок не застенчив. Соседский малыш с раннего детства выступает перед гостями, забирается на стул, читает стихи, поет песни. На улице дети играют, бегают, общаются. В школе, даже если не очень хорошо подготовился к уроку, ребенок запросто отвечает у доски, пусть выступление не совсем умелое, местами даже смешное, но его это абсолютно не смущает.

А здесь такая трагедия: наш малыш очень умный, любознательный. Он знает наизусть не одно стихотворение, читает с выражением. Ему самое место на сцене. Но приходят гости, ребенок смущается, прячется, готов провалиться сквозь землю, лишь бы не оказаться в центре внимания. Он поздороваться то боится, какие уж там стишки и со временем застенчивость только нарастает.

Родители пытаются во что бы то ни стало исправить ситуацию. В ход идут уговоры, ребенка подзадоривают, доходит до угроз, шантажа, наказаний, но все тщетно. Малыш отсиживается под столом или в своей комнате, прячется за маму и папу, насупившись молчит, опустив глаза в пол. Можно ли исправить эту проблему? Конечно, ситуация вполне поправимая.

Почему ребенок стесняется? - ответ следует искать в зрительном векторе

Чтобы помочь малышу, нужно обратиться к психологии. В данном случае к системно-векторной психологии, она имеет несколько векторов. Зрительный вектор узнаваем даже у маленьких. Эмоции, выражаемые в смущении, закрытости, либо наоборот «душа на распашку», абсолютная открытость миру – основоположники зрительного вектора.

Зрительный малыш, научившись общаться сам ищет связи с окружающими, от природы общение ему необходимо как воздух. А получаемые в ответ положительные эмоции приносят ему удовольствие, он испытывает от них приятные чувства, блаженство, кайф.

Зрительный вектор может проявляться не только в виде тяги к общению, но и в форме страха. Страх – еще одно естественное проявление для зрительного малыша. Ребенок боится оставаться один в комнате, не может сам уснуть. Все люди испытывают страх в своей жизни, но возникает он в момент опасности, угрозы для жизни, когда организм концентрирует все свои силы для спасения. Такая реакция свойственна большей части населения. Зрительные люди малочисленны, но страх у них больше в разы, эмоционально окрашен, завышен.

Страх как будто разрастается внутри. Если на попытку как-то проявить себя, ребенок слышит смех в ответ, его обзывают, то эмоциональная связь с обществом начинает вызывать тревогу, негативную реакцию. Ребенок со зрительным вектором от природы добр, смышлен, хорошо обучаем, но однажды получив психологическую травму, замыкается в себе, перестает общаться.
Если смотреть со стороны, то создается впечатление, что большинство детей совсем не застенчивы. А дело в том, что большей части людей не присущ зрительный вектор, они не испытываю страха, не обладают эмоциональной открытостью. Они ведут себя так, как им заблагорассудится, то есть поступают согласно своим желаниям.

Когда ребенок неловко себя чувствует в садике или школе, то это означает, что травму ребенок мог получить в окружении своих ровесников. В ответ на его искреннюю открытость мог кто-то пошутить, нагрубить. Дети без труда находят изъяны и не упустят момента, чтобы на этом заострить внимание. Поводов может быть масса, чтобы назойливо придираться к мнительному сверстнику. Например, ребенок не разборчиво говорит, не выговаривает четко звуки, полноват, носит очки. Он споткнулся, упал, испачкался и теперь его дразнят «косолапым» и «мойдодыром». Люди, со зрительным вектором придают большое значение внешнему виду и манере поведения. 

Если ребенку говорят, что у него лицо становится страшным, когда он говорит, ест или что-то рассказывает, то ребенок закрывается, страх и неловкость овладевают им.

Слова близких людей, родственников тоже могут стать причиной замкнутости у ребенка. Это происходит в те моменты, когда ребенок пытается станцевать, спеть, сделать то, чему его не учили, подражает взрослым. Он выглядит смешным, милым, забавным в своих попытках. Если ребенок вместо одобрения, слышит, как его сравнивают с танцующей коровой или, что ему медведь наступил на ухо, то результат не заставит себя долго ждать.

Системно векторная психология включает в себя несколько векторов. Стоит обратить внимание на людей с оральным вектором. Именно от общения с ними у ребенка со зрительным вектором может образоваться травма. Дело в том, что дети с оральным вектором непревзойденные мастера придумывать самые обидные клички, которые прилипают к зрительному малышу надолго, смех обидчика настолько заразителен, что его поддерживает целая толпа и все вместе хохочут над несчастным.

Как поступить в такой ситуации? Как защитить ребенка от обидчика?

Наказание обидчика не научит ребёнка со зрительным вектором самостоятельно справляться со своими проблемами. Нужно в первую очередь помочь развить его зрительный вектор и тогда психологически он будет готов к подобному.

Только не нужно путать замкнутость ребенка со зрительным вектором и неуверенность ребенка с анальным вектором. Внешне такие дети похожи, но на самом деле абсолютно разные. Анальный вектор — это робость перед выполнением чего-то нового. Перед началом работы ему всё кажется очень сложным и непонятным, а нацеленность имеется на отличный результат. У ребенка с анальным вектором страх и застенчивость идут от боязни что-то сделать не так.

Как же решить эту проблему?

По мере роста ребенка страх видоизменяется, проявляется совсем по-другому, в форме сочувствия, сострадания, участливости. Люди со зрительным вектором по мере взросления становятся чуткими к эмоциям других людей. Общение такому человеку приносит счастье. Профессиональные врачи, талантливые актеры, известные писатели – профессии, в которых люди со зрительным вектором могли себя бы реализовать в полной мере.

Если родители замечают, что страх у ребенка с возрастом не уходит, значит не происходит развития зрительного вектора. Следовательно, ребенок может остаться со своими страхами на всю жизнь, он будет страдать от стеснительности, тяжело вступать в контакт с людьми.

Как помочь ребенку преодолеть страхи, чтобы он смог стать открытым, перестал стесняться? Многие родители идут по ложному пути, считая, что если ребенок боится отвечать у доски, то его нужно вызывать почаще. Если боится сверстников, то чем чаще будет общаться, тем лучше. Не зная того, что, своими поступками только еще больше усиливают страх у ребенка.

Принуждая ребенка к действиям, которые в нем вызывают страх, родители только усугубляют положение. Таким образом страх никогда не сможет выйти наружу. Избавится от страха ребенок сможет в том случае, когда «страх за себя» перерождается в «страх за кого-то», когда просыпается сочувствие к окружающим.

Просьбы, уговоры не боятся чужих людей не помогут. Акцент нужно делать на том, что в мире много других людей, которым страшно, больно, им нужна помощь. Им нужно сочувствие. Пройти путь развития зрительного вектора ребенок может с помощью родителей, акцентируя внимание на беззащитности растений и животных, показать, что его доброта поможет им. Когда ребенок зрительного вектора научится переживать за других, то его страх за самого себя уже не сможет расти в нем, он трансформируется и выйдет в виде заботы о других. У ребенка уйдет стеснительность, ему не грозит отшельничество, он будет социально адаптирован. Ведь в одном человеке не могут жить одновременно два страха: «за себя» и «за другого».